Среди всех «сказочных» фильмов Захарова, «Дом, который построил Свифт», у многих стоит на последнем месте по любимости. Я слышал мнение, что он вообще непонятно о чем. И действительно, «Обыкновенное Чудо» — про любовь, «Дракон» — про диктатуру, «Мюхаузен» — про смешного чувака который байки рассказывает. А «Свифт» о чем?
А по мне, так «Свифт» — наиболее глубокий из всех этих фильмов. Хотя начать следует с того, что «Мюнхаузен» — вовсе не про смешного чувака. Это невыразимо грустная история. О человеке, который не мог жить как все в лицемерном и дурацком мире. История старая, и раз за разом происходящая со многими людьми на протяжении тысячелетий. Когда некто делает что-то странное, и все над ним смеются, а после смерти говорят — о, как круто! И Горин берет такую ситуацию, и делает мысленный эксперимент. Вот чудак жил, чудачил, все над ним смеялись, он умер, все сказали «О!» А давайте попробуем вернуть чудака обратно, и посмотрим, что скажут те, кто говорили «О!»
И итог грустный. Даже в мире, где Мюнхаузена формально признали и даже поставили ему памятник, ему нет места. Потому, что из всего, что он говорил «при жизни» взяли лишь обертку, сути же — даже не заметили.
Я понимаю, насколько это было актуально для Горина, когда в его пьесах видели лишь обертку. Как это актуально для любого творческого человека. И я понимаю, почему он говорил об этом.
«Свифт», на самом деле, развивает эту тему. Главный герой всеми силами пытается достучаться до зрителя.
«Свифт нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. Но наш губернатор оказался хитрее — он нанял зрителей»
Зрители аплодируют и кричат «браво». Но абсолютно не видят и не слышат то, что им говорят. Свифт использует все новые и новые средства, чтобы достучаться до зрителей. И когда совсем ничего не получается, он берет одного конкретного человека, намеренно самого заурядного и скучного, и персонально ему раскрывает глаза. Заставляет увидеть. Вот такая маленькая победа.
Собственно, об этом и кино. И то, что многие не понимают, о чем оно, говорит как раз о том, насколько эта история правдива, насколько зрители привыкли не думать, а просто смеяться и аплодировать…