Читаю сейчас «Секс на заре«. И вроде бы книжка о природном базисе секса, но мысли у меня внезапно возникают по поводу авторского права :)
Потому, что в книге утверждается, что до возникновения земледелия человечество жило в небольших группах, где все было общим. Дикие племена, не создающие запасов и сейчас так живут. Но как только появляются запасы, появляется собственность.
Так вот, собственность позволяет делать многие вещи. И во многих смыслах она — базис современной цивилизации. Но утверждать, что собственность хороша во всех сферах жизни — не правильно. Например, рабовладение — собственность на людей. Тот случай, когда в ней ничего хорошего. То есть, в некоторых областях нужно жить в другой системе.
Но культура построена на собственности очень сильно. И когда мы сталкиваемся именно с такими областями, когда владение не саммый эффективный путь, возникают проблемы.
Корень собственности — в накоплении. Но есть вещи, которые нельзя накопить. В частности, человеческий труд. Зато можно накопить продукты труда. Сложнее бывает в ситуациях, когда результат труда не продукт — а услуга. Услугу не накопишь. Но ее, тем не менее, еще можно обменять на деньги.
И тут мы сталкиваемся с таким странным явлением, как информационный продукт. Обычные предметы есть либо у одного, либо у другого. Их можно забрать у других и тогда у тебя они будут, у других нет, и ты получишь превосходство. Но с информационными вещами — не так. Сколько их не забирай, меньше их не становится. можно раздать всем, и у тебя меньше не станет. При этом вся культура с начала исторических времен основана на распределении ресурса… То есть информация полностью перпендикулярна всем тысячелетним наработкам человечества. Поэтому и попытки увязать ее с существующей реальностью идут так туго.
Выходит, что проблемы с авторскими правами гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Вообщем-то глубиной со всю культуру. И разрешить их в нынешней парадигме не удастся (хотя решение есть, я писал об этом давным-давно). Чтобы найти решение надо научиться думать не в терминах собственности, а как-то иначе.