Есть еще одна причина, по которой нам нравятся изображения нейросетей. Нейросети используют (ненамеренно) формулу красоты.
Про то, почему нам красиво, никто, кроме меня, толком не знает. Но я вам расскажу.
Есть два источника красоты. Биологический и эвристический (который тоже растет из биологии но иначе). С Биологической красотой все понятно. Нам кажется красивым то, что полезно для выживания и размножения. Человек противоположного пола, дети, еда…. А вот многоножек большинство не считают красивыми. Но красоту многоножек можно увидеть, если посмотреть на них с точки зрения второго вида красоты.
Если биологическая красота понятна, и, в целом, тривиальна по содержанию, то с эвристической красотой все сложнее. Мы можем увидеть красоту в совсем не полезных вещах. В тех же многоножках, самолетах, формулах, шахматных этюдах, музыке…. Почему? Или вот цветы. Они красивые, чтобы привлекать насекомых. Но почему они красивые для нас? У нас с насекомыми одни критерии красоты?
Так вот. Этот вид красоты — это эвристика для определения закономерностей. То, что часто называют гармонией, совершенством. Человек смотрит вокруг и выделяет те предметы, которые явно не случайны. В структуре которых есть какие-то взаимосвязи. Это или искусственные объекты, или живые организмы. Живые объекты строятся по алгоритмам из ДНК и потому имеют структуру. А искусственные предметы создаются с определенной целью, и потому их характеристики тоже не случайны. То есть, эвристика красоты срабатывает на неслучайности. В большинстве случаев они действительно интересны существу по разным причинам. Иногда эвристика срабатывает на природные неживые объекты. Например, на снежинки или вообще кристаллы.
Но это не всё.
В детстве я читал фантастический рассказ, в котором в компьютер загрузили все великие произведения искусства, чтобы он их проанализировал и выдал шедевр. Компьютер подумал и нарисовал круг. Максимально идеальную форму.
В реальности, в круге мы не видим ничего, что делало бы его красивым самим по себе. Просто для того, чтобы понять, что круг обладает не случайной формой, не нужна специальная эвристика. Это и так понятно. Красивым же мы считаем то, чью структуру мы не понимаем, но чувствуем.
И отсюда вырастают все художественные приемы. Золотое сечение, архимедова спираль, правило третей, равновесие визуальных весов, золотая секвенция в музыке, модульная сетка в верстке, ритм и рифма в поэзии и сотни других правил. Главное, что они создают в произведении искусства закономерности. Которые связываются внутри еще закономерностями. В шедевре нет ничего случайного, вся структура подчинена внутренним закономерностям, мы их чувствуем, чувствуем, что в картине неслучайно всё, и нам красиво.
Помните про рассказ, в котором компьютер нарисовал круг? Интересно, что в реальности именно это и сделали с нейросетями. Загрузили в них много произведений и попросили что-то нарисовать. И на самом деле компьютер выдает вот это на запрос «идеальное произведение искусства»
Когда нейросеть генерирует изображение, она действует по алгоритму. По закономерностям. По самой своей природе, нейронка не может это сделать произвольно. Мы чувствуем заложенные закономерности, и нам красиво. Даже если ни мы, ни сама нейросеть не может это объяснить.
Теперь вы знаете :)